3. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы

3. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы

Резкие неосторожные движения, падения, удары могут привести к повреждениям костей и суставов.

Закрытые травмы, в результате которых повреждаются мягкие ткани и появляются отёки или гематомы (синяки), называют ушибами. Это наиболее распространённый вид бытовых травм.

Сильные ушибы могут привести к повреждению внутренних органов: печени, селезёнки, почек.

Опасные последствия могут быть при ушибе головы. При сильном ушибе может произойти сотрясение мозга. Если у человека появляется рвота, он теряет сознание, то его нужно немедленно на носилках доставить к врачу.

Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов

У человека при осуществлении неловких движений в быту или спорте, при ударах и больших нагрузках, при падении может возникнуть растяжение связки, соединяющей сустав, или даже её разрыв.

При растяжении возникает отёчность, болезненность в области сустава, возможен кровоподтёк.

Первая помощь при растяжении должна быть оказана как можно быстрее. К повреждённому месту прикладывают пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Местное охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отёка, уменьшает внутреннее кровотечение. Нужно также зафиксировать место растяжения тугой повязкой.

Резкие, неосторожные движения могут привести к вывиху. При вывихе нарушается расположение костей в суставе — головка одной кости выскакивает из суставной впадины другой.

Вывих сопровождается сильной болью, сустав отекает. Может появиться синяк.

На травмированный сустав для уменьшения боли нужно наложить холодный компресс и тугую повязку. Вытягивать, дёргать или нагревать повреждённую конечность нельзя. После получения первой помощи пострадавшему следует обратиться к врачу.

При ранениях, сильных ударах, падениях кости могут ломаться, т. е. могут произойти переломы костей. Чаще происходят переломы костей конечностей.

Если при переломе не повреждены кожа и мышцы, то такой перелом называют закрытым. Если в результате перелома нарушается целостность кожи и мягких тканей, то говорят об открытом переломе.

Если перелом открытый, то сначала останавливают кровотечение и защищают рану стерильной повязкой, иначе внутрь организма могут попасть болезнетворные бактерии.

При переломе костей руки или ноги накладывают шину. В качестве шины можно использовать куски фанеры, картона, трубки и т. д. Шина накладывается так, чтобы она захватывала суставы выше и ниже места перелома. Чтобы шина не давила на место перелома, под неё следует подложить мягкую прокладку. Если на месте происшествия невозможно найти материал для шины, рекомендуется сломанную ногу прибинтовать к здоровой ноге, а руку — к туловищу.

Затем пострадавшего необходимо быстро доставить к врачу.

При переломе рёбер нет возможности наложить шину. Пострадавшему предлагают сделать глубокий выдох и грудную клетку туго перевязывают полотенцем. После такой перетяжки дыхание должно быть спокойным.

При травмах черепа пострадавшего укладывают на спину, голову слегка приподнимают во избежание внутричерепных кровоизлияний и немедленно вызывают врача. При транспортировке больного стараются обеспечить неподвижность головы.

При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают на ровную твёрдую поверхность (щит) лицом вниз и вызывают скорую помощь.

Перевозят пострадавшего только в лежачем положении, так как при перевозке в сидячем положении позвонки могут сдвинуться и повредить спинной мозг.

Урок биологии «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». 8-й класс

Цель:

  • сформировать представление о различных видах травм опорной системы;
  • развивать умение оказывать первую помощь при повреждении суставов, костей и растяжении связок;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: Модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей», электронное приложение к учебнику «Дрофа. Биология. 8 класс»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. Раздаточные карточки (Приложение 1); презентация к уроку (Приложение 2), Приложение 3.

План урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

II. Повторение.

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

2. Повреждения костей и суставов — наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

3. Меры доврачебной помощи при вывихах суставов.

4. Растяжение связок. Меры доврачебной помощи.

5. Виды переломов. Меры доврачебной помощи.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Практическая работа.

Ход урока

I. Оргмомент (приветствие обучающихся, проверка отсутствующих).

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке в полном составе.

II. Повторение ранее изученного материала.

Мы с вами в течение последних уроков изучали тему «Скелет», рассмотрели его строение, свойства и типы соединения костей.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по группам.

1 — группа:

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

2 — группа:

Задание 1: Выберите номера, под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера, под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

суставная головка …ера».
лопатки 30
тазовые кости писа…
запястье семьдесят
предплюсна …писав…
надкостница со
ключица ноября
бедро теля
компактное вещество дня
плечо исполня…
большая берцовая кость Твена,
фаланги пальцев кисти лет
лучевая кость сто
суставная впадина Сой…
надколенник Марка
локтевая кость …ется
суставная жидкость Тома
фаланги пальцев стопы «Приклю…
губчатое вещество рождения
суставная сумка …чения
пястье пять
малая берцовая на..
костный мозг американского
плюсна. … шего

Слайд №5

Правильные ответы

1 группа: задание №1: 2,7,10,16,13,4,21,12

Задание №2: 6,9,19,23

2 группа: задание №1: 3,8,15,11,22,5,24,18

Задание №2: 20,17,14,1

30 ноября исполняется 175 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена, написавшего «Приключения Тома Сойера».

Индивидуальные задания: подписать рисунок «Строение скелета», вставить пропущенные буквы в слова, написанные на доске: пл…чевая кость, кр…стец, л…патка, большая бер…цовая кость, сво…чатая стопа, ам…ртизатор.

III. Изучение нового материала. Слайд №6

1. Актуализация знаний учащихся.

— Два ученика спорили. Один утверждал, что кость — сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

— У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Слайд № 7. — Какие особенности человека связаны с прямохождением?

изгибы позвоночника, мозговой отдел черепа больше лицевого, большой палец противопоставлен остальным, сводчатая стопа.

Слайд №8. — Каково строение сустава?

  • Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? (хрящами)
  • Что находится в суставной полости? (суставная жидкость)
  • Что обозначено цифрами 1 и 2? (сухожилие)

1. Повреждения костей и суставов — наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата.

Слайд №9. В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи. Именно внезапно, вдруг. Если произошло несчастье, то как поступить? Поскорее вызвать врача, фельдшера, медицинскую сестру… А как помочь пострадавшему во время прогулки, в походе, да просто на улице? Надежда только на себя и тех людей, которые оказались поблизости.

Слайд №10,11,12

Проанализируйте ситуации.

Ситуация 1.

Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.

— Что бы вы сделали на месте девочек? (Предполагаемый ответ — вывих)

Ситуация 2.

Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Она было очень модной в этой четверти среди девчонок. Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. (Предполагаемый ответ — растяжение связок )

Ситуация 3.

Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои — индейцы.

Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами, Пашка свалился с дерева. Но так как он был еще маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого все называли Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом». От этого слова Юле стало плохо, и она повела братика к бабушке на работу. «Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничем не могла ему помочь!» — вспоминает Юля…

(Предполагаемый ответ — перелом)

Слайд №13

Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. (Записать в тетради тему урока)

2-4. Меры доврачебной помощи при повреждении скелета.

Слайд № 14. Определение видов повреждения скелета.

Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок

— Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета

Слайд №15

— Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом?

— Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе?

Если вам недостаточно имеющихся знаний, обратитесь к учебнику с. 256 ( Обучающиеся внимательно читают и записывают в тетради, что такое вывих)

Вывих — неловкое движение в суставе, сопровождающееся смещением костей. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Слайд №16

— Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

— Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Слайд №17 — Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого — дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

Слад №18. Схема: «Виды повреждения скелета».

Подведем итог. Сегодня мы узнали как оказать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Закрепление изученного материала

Практическая работа.(Слайд №19)

Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, голени (подручный материал для оказания помощи на столах).

(дополнительно, если останется время, то следующий слайд)

Слайд №20

— Какая травма изображена на рисунке?

— Как оказать первую помощь?

— Чем отличается закрытый перелом от открытого?

— Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе?

Вы сегодня все молодцы! Оцените свои ощущения (Слайд №21)

Желаю вам, ребята, чтобы никогда в вашей жизни не возникла ситуация «и вдруг…»

Домашнее задание.

Кроссворд, с256 учебника читать (Слайд №22)

(Слайд №23)

Источники информации:

  1. https://www.alenka.jam-ion.ru/a_clinic/1/show/3?=1
  2. https://pktutorials.ucoz.ru/publ/8-1-0-3
  3. https://www.doktorvisus.ru/medarticle/articles/33015.htm
  4. Электронное пособие Биология, 8 класс. Человек. Издательский центр «Дрофа».
  5. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. — СПб: «Паритет», 2003. 240 с. (Серия «Поурочное планирование».)
  6. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.И. Беляева, А.С. Батуева и др.; — ВАКО, 2005. — 416 с. (В помощь школьному учителю).
  7. Конспект урока Атнагуловой Марины Александровны, учителя биологии
  8. Презентация Гладковой Татьяны Владимировны
  9. Презентация и разработка урока Ларионовой Светланы Константиновны

Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Класс: 8 класс.

Цели урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Задачи урока: познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия;

рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;

сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;

изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);

обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп;

установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться оказывать первую доврачебную помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: информационный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Время занятия: 45 мин.

Оборудование: презентация PowerPoint, схемы скелета человека, предметы медицинского обихода.

Содержание и структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин);

  2. Проверка знаний учащихся (тест, 10 мин);

  3. Изучение нового материала (20 мин);

  4. Физминутка (1 мин);

  5. Контролирующий блок (практическое, групповое задание, 10 мин);

  6. Подведение итогов, домашнее задание (2 мин).

Основные термины:

Травма (от греческого trauma — рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием)

Травматология (от травма и логия), раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

Хирургия(от греческого cheir — рука, и ergon — работа) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

Ортопедия(от греческого ortos — прямой, правильный) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.Рентгенография метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

Ампутация (от латинского amputatio — отсечение) хирургическая операция — удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие учеников, озвучивание темы и цели урока.

  2. Проверка знаний учеников

    Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

Тест.

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

  1. Изучение нового материала.

Первая помощь

В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи, Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача, А как помочь пострадавшему во время загородной прогулки, в походе, в школе, Надежда только на тех людей, которые оказались по близости, Мы сегодня поговорим о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать первую доврачебную помощь, выясним как избежать травмы,

ТРАВМА — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.

Травмы бывают, химические, психические, механические.

Какие виды повреждений опорной системы бывают?

Как уберечь себя от травм? Теоретическая часть идет с показом презентации к уроку. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и переломах костей.

ПЕРЕЛОМ — это повреждение костей.

Рис. 1. Перелом

Переломы бывают Открытые и Закрытые.

Могут быть простые, без смещения, либо со смещением в виде трещины или полного перелома костей.

Осколочный перелом

Простой перелом — это явный перелом или трещина в кости, с множеством костных обломков

Перелом типа, зеленой веточки, повреждение молодой растущей кости, обычно у детей.

Чем вызваны переломы?

Рис. 2. патологический перелом шейки бедра.

Не прямым воздействием : при падении на руку приводит к перелому ключицы

Прямым воздействием: прямой удар в грудь -перелом ребра.

Как распознать перелом.

Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление конечности, потеря сознания, гематома или кровотечение, тошнота.

Оказание первой помощи (рис. 3)

• обеспечить неподвижность, • наложить шину, • холод,

Рис. 3. Оказание первой помощи

РАСТЯЖЕНИЕ — это повреждение связок, соединяющих кость, Симптомы — боль, быстро растущий отек вокруг сустава, вследствие разрыва кровеносных сосудов, Возникают при резком движении в суставе, что приводит к разрыву мышц.

Рис. 4. Растяжение

Первая помощь

• наложение тугой повязки,

• создать суставу покой,

• Холод.

ВЫВИХ — это смещение костей, когда суставная головка выходит из суставной сумки, что приводит к деформации сустава, сильная боль, невозможность движений.

Рис. 5.Вывих

Виды вывихов:

• вывих плечевого сустава

• Вывих локтевого сустава

• Вывих голеностопного сустава

Никоем случае нельзя самим пытаться выправлять вывих, дергать конечность — это может привести к повреждению связок.

Оказание первой помощи:

• покой суставу

• Мягкая давящая повязка

• Косыночная повязка

• Холод

УШИБ — это внутреннее повреждение тканей организма. Возникают при падении, драке, воздействии большей силы. Последствия — нарушения сосудов, внутренне кровоизлияние,

Симптомы — боль припухлость краснота в области ушиба

Выводы урока

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором уличный, на третьем школьный,

ПРИЧИНЫ:

1. повышенная двигательная активность, это биологическая потребность, которая приводит к травмам-удар об угол подоконника -ушиб головы и ли перелом конечностей, При падении человек рефлекторно вытягивает руки чтобы сохранить равновесие.

2. Связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой вы можете сбить с ног товарища, споткнуться сам и поранить других,

3. Принебрежение правилами техники безопасности,

ЛЕЧЕНИЕ травм-это дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

  1. Физминутка.

  2. Контролирующий блок

Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку — поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.

№1

Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.

Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.

№2

Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.

№3

После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.

№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.

№5

Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.

Определить тип повреждения.

Оказать помощь.

Предложить способ транспортировки.

Дополнительные вопросы на закрепление:

1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).

2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние — воспалительный эффект).

3.Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).

Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы.

  1. Подведение итогов, домашнее задание. Выставление оценок за урок.

Прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.

Учитель биологии: Савина Татьяна Витальевна.

Литература:

  1. М.П. Киселева, З.С. Шпрах, Л.М. Борисова и др. Доклиническое изучение противоопухолевой активности производного N-гликозида индолокарбазола ЛХС-1208. Сообщение II // Российский биотерапевтический журнал. 2015. № 3. С. 41-47.
  2. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
  3. З.С. Смирнова, Л.М. Борисова, М.П. Киселева и др. Противоопухолевая активность соединения ЛХС-1208 (N-гликозилированные производные индоло[2,3-а]карбазола) // Российский биотерапевтический журнал 2010. № 1. С. 80.
  4. https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/opora-i-dvizhenie-16074/prichiny-i-preduprezhdenie-narushenii-oporno-dvigatelnoi-sistemy-16077/re-d798e746-6d63-47ad-8b39-dd2fe017f98f.
  5. https://urok.1sept.ru/articles/659840.
  6. https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-biologii-na-temupervaya-pomosch-pri-rastyazhenii-svyazok-vivihah-sustavov-perelomah-kostey-klass-483364.html.
  7. А.В. Ланцова, Е.В. Санарова, Н.А. Оборотова и др. Разработка технологии получения инъекционной лекарственной формы на основе отечественной субстанции производной индолокарбазола ЛХС-1208 // Российский биотерапевтический журнал. 2014. Т. 13. № 3. С. 25-32.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации